Дом хобби - журнал про самые интересные занятия на досуге!

Cтили бонсай.

Cтили бонсай. Любитель выращивания бонсай - это садовод и художник одновременно. Садовод знает, как растет дерево, как его можно пересадить, формировать, как надо поливать, чтобы оно существовало так же долго, как в природе. Художник видит красоту дерева и старается придать ему совершенный вид.
Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книг, но художественное видение - неотъемлемое условие при создании бонсай - должно быть выражено конкретным создателем. Большую пользу начинающему бонсаисту приносят наблюдения за деревьями, растущими в природе. Стили бонсай не выдуманы человеком, они подсказаны ему самой природой. Следовательно, стили, в которых культивируется растение, подразделяются на категории, соответствующие стилям и моделям произрастания растения в естественных условиях.


Карликовые деревья принято подразделять на десять типов
  • Вечнозеленые, имеющие декоративный эффект в течение четырех сезонов.
  • Наиболее красивые при весеннем цветении.
  • Деревья и растения, где главная красота в распускающейся весной нежной листве
  • Цветущие летом.
  • Деревья, восхищающие летом своей густой зеленью, несущей прохладу.
  • Деревья, плодоносящие весной, летом и осенью.
  • Расцветающие осенью.
  • Деревья, красота которых в яркой и пышной осенней окраске.
  • Деревья, главная особенность которых в своеобразной форме веток или ствола, дающей им наибольшее преимущество зимой, когда сброшена листва.
  • Цветущие в зимнее время и вдохновляющие при белом снеге.
После того как художник-бонсаист выбирает тип растения, ему необходимо выбрать стиль выращивания своего питомца.


Правильный прямостоящий стиль -Геккан
Характеризуется прямым конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно направленными в разные стороны, кроной конической или шаровидной формы. Ствол дерева целится на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему ствол, корни и кора видны. Средняя и верхняя часть ствола с ветками, расположенными в разных плоскостях. Ветви к вершине уменьшаются в размере пропорционально. Посадить прямостоящее дерево надо посередине контейнера. Этот стиль подходит почти для любого дерева. 

Неправильный прямостоящий стиль -Лойоги
Отличается от прямостоящего тем, что ствол может быть изогнут в любой части. Изгибав ствола может быть много, но они убывают к вершине дерева. Для этого стиля контейнер подходит прямоугольный или овальный, чтобы была возможность посадить дерево асимметрична. Корни растения должны быть видны над поверхностью земли. Крона не должна выходить за рамки контейнера, растения для этого стиля - сосна, дуб, лен, можжевельники

Ствол на ветру - Фукинагаси
Дерево посажено в контейнере таким образом, что ствол, ветви и корни направлены в одну сторону. Когда вы смотрите на дерева, создается впечатление, что все ветви постоянна обвеваются сильным ветром. Можно использовать сосну, березу

Наклонный -Сякан
Бансай выращивается с наклонным стволом, неважно, толстым или тонким. Этот стиль отличается от дерева "на ветру" тем, что ветви растут с обоих сторон дерева. Используются хвойные породы - сосна, туя, можже-вельники. секвойя, а также лиственные -клен, береза, липа, дуб

Раздвоенныи ствол -Сокан
Это два ствола, растущих из одного корня, один ствол зовется "родитель", другой -"дитя". "Родитель" должен быть толще и выше. Красота дерева зависит от эстетической сбалансированности в толщине стволов. Деревья с тремя стволами называются "Санкан", пятью -Токан". Посадка может быть как симметричной, так и асимметричной. Подходят ель, сосна, береза, секвойя, вяз, можжевельник. 

Дерево в форме метлы -Хокидати
Это прямостоящий стиль. Ствол дерева прямой, посадка в контейнер строго по центру. Ветви дерева напоминают форму веера или метелку, поставленную на ручку. Не все породы деревьев подходят для этого стиля. Используются вяз, дзельква, клен, кипарисовик, а вот береза, ива, дуб совсем не подходят для этого стиля. 

Роща - Есуэуэ
Деревья сажают одного вида, но разные по возрасту, высоте и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозеленых и листопадных деревьев. Поскольку три дерева не могут изобразить лесную поляну, то минимальным числом должно быть пять растений. Для этого стиля подойдет контейнер овальной формы 

Писатель или ученый -Бундзинги
Один или несколько стволов с небольшим изгибам ветвей лишь в верхней части, крона негустая. Эта форма является естественной для дерева. Из пород деревьев подходят кедр, сосна

Каскад -Кенгай
Ствол дерева круто наклонен к горшку. Контейнер для этого стиля должен быть высоким и верхняя часть дерева может спускаться ниже контейнера. Для каскада делают столик-подставку на высоких ножках. Растения подбираются пластичные, которые легко гнутся, такие, как азалия, можжевельники. кизильник

Полукаскад -Хан-Кенгаи
Ствол и ветви дерева расположены горизонтально по отношению к контейнеру и могут спускаться до середины высоты контейнера. Можно использовать кизильник, можжевельники. сосну, азалию

Дерево, стоящее на корнях, или обнаженные корни -Неагари
Это корни, выступающие из Дерево, стоящее на корнях, почвы и придающие стволу или обнаженные корни - необычный вид. Для этого стиля Неагари можно взять только те растения, которые образуют бенгальский, фикус пумеля. Фикусы быстро образуют воз¬душные корни, которые переплетаются между собой в причудливые формы, придавая дереву особенный колорит. 

Плот - Икада
Характерная особенность стиля в том, что дерева сажают горизонтально, обрабатывая ветви так, чтобы они выглядели стволами. Образование из старого ствола и ветвей новых корней возможно при пособности растения хорошо укореняться.Дпя этих целей подходят можжевельник казацкий, бересклет, фикус

Дерево на камне -Сэкижежу
Дерево своими корнями оплетает камень-скалу, и корни уходят в землю В контейнере камень может быть заглублен в землю К посадке растений на скале надо подходить творчески,в созвучии с природой, склонной к асимметрии Никогда нельзя размещать ствол в центре поверхности скалы и стремиться, чтобы корни равномерно ее оплетали Два корня, направленные почти параллельно и прочно цепляющиеся за выступы, создадут тот эффект, который от дерева требуется Для этого стиля подойдут сосна, клен, гинкго, можжевельники, фикусы, кедры 

Таримики
Ствол лишен коры, по типу мертвого дерева В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния и часть его обгорела, но другая часть остается живой Этот стиль достаточно сложен, нужно искусственно умертвить любую часть дерева, так, чтобы это было, во-первых, красиво, во-вторых, чтобы эта операция не привела к гибели всего растения 

Банкон
Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдет фикус или гинкго Деревья берутся молодые, чтобы при изгибе ствол не сломался При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение 

Кабудати
Множество стволов растут от одного основания, обычно от пня Для этого стиля надо брать растение, которое быстро возобновляется прикорневой порослью в случае гибели основного ствола Наиболее подходящими являются вяз, раб Из тропических и субтропических растений - кармона, серисса, мальпигия 

Сожу
Стиль, образованный двумя стволами Этот стиль прост в изготовлении Необходимо взять деревья одного вида, но разного размера и посадить их в достаточной близости друг от друга Для этого стиля используются все виды растений, из которых формируется бонсай 

Возможно также и смешение стилей среди посаженной рощи может быть дерево в стиле Таримики, вершина которого "обожжена попавшей в нее молнией" Самое главное - не забывать, что вид вашего бонсай должен быть естественным, как в природе.