Дом хобби - журнал про самые интересные занятия на досуге!

Икебана стили, схемы, композиции

Икебана стили, схемы, композиции

В современной школе икебаны существует пять стилей: Рикка, Сёка, Морибана, Нагэирэ и Дзиюка, которые можно разделить на две группы. В первую, в которой критерии форм определены, входят Рикка, Сёка, Морибана и Нагэирэ. Ко второй относится стиль Дзиюка, не имеющий установленных форм.

Стиль Рикка - олицетворяет красоту природного ландшафта. Композиция состоит из девяти элементов, сочетающихся между собой из разнообразных природных материалов по принципу гармонии и контраста. Рикка отличается строгостью и величием с одной стороны и нежность и изысканностью, с другой.
Стиль Сёка - естественная красота и гармония растущих растений. Сека состоит из трёх основных элементов: Син (небо), Соэ (человек) и Тай (земля). В отличие от сложной многослойной Рикки, композиции Сёка - легка и лаконична.
Морибана и Нагэирэ - эти два стиля ,также как и Сёка ,имеют три основных элемента - Син, Соэ и Тай.
Морибана – икебана на низких плоских вазах или подносах, в которых может содержатся вода. Для установки растений в посуде используются металлические наколки (кензан)
Нагэирэ - этот стиль был создан в XIX веке и призван воплотить пейзаж в миниатюре. Цветы, выходящие из воды, сконцентрированные в одной вазочке ,достаточно полно предают красоту природы и очарование цветков. Стилю Нагэирэ присуще изящество природных линий. икэбана в высоких вазах с узкой горловиной: растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки
Дзиюка - это стиль, в котором содержание композиции, её цели, форма и другие характеристики определяются на основе субъективных взглядов мастера. Дзиюка - стиль свободного выражения чувств и эмоций человека.

Основу любой композиции икебана составляют три элемента – три цветка либо ветки.
Первая ветка, самая длинная, по-японски – син, символизирует небо. Вторая – соэ, на четверть короче первой – символ человека. Третья – икаэ, на четверть короче второй – символ земли. Графически их обозначают соответственно кружком, квадратом и треугольником Высота трех основных веток зависит от высоты вазы и находится в строгой пропорциональности по отношению друг к другу. Размер первого элемента - син - полтора диаметра вазы плюс полторы высоты вазы. 


Второй главный элемент - соэ - должен составить 3/4 высоты первого элемента (син), третий элемент - хикаэ - 3/4 от второго элемента (соэ). Если букет составляют из зелени и цветов, то син и соэ - это зелень, а хикаэ - цветы.
К каждому из трех главных элементов добавляются помощники (дзюси). Они короче своих хозяев, по месту тяготеют к ним. Если син, соэ, хикаэ - это скелет букета, то дзюси - его мясо. Обычно дзюси бывают из того же материала, что и ветка-хозяин (цветок - так цветы, ветка - так и дзюси ветки). Дзюси третьего элемента - хикаэ - ставятся так, чтобы короткие цветы были сзади, а более длинные впереди, с наклоном вперед и в сторону на столько градусов, сколько указано в схеме. Такое размещение цветов придает букету объемность, создает впечатление глубины и пространства.

Начиная составлять букет, надо прежде всего из имеющегося материала выбрать самую высокую и красивую ветку. Посмотреть, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка или цветок выглядит наиболее выигрышно. Листья большинства растений имеют "лицо" и "изнанку". Так вот "изнанка" листьев не должна быть видна. Затем надо отмерить длину ветки (см. выше), срезать все некрасивые, "лишние" листья, цветы. С нашей точки зрения, японцы, подготавливая ветку для букета, беспощадно обрезают ее. Они прореживают густые ветки, убирают все некрасивые части, срезают все задние листья и ветки, которые накладываются на передние. Сосну, например, ощипывают так, что главный стебель и развилки веток становятся голыми. При этом очень четко вырисовывается основная линия ветки. Одно из правил икебаны гласит: не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы, листья во имя создания красоты. Подготовленную таким образом ветку поставьте в вазу по выбранной схеме. Это будет ветка син.
Потом таким же образом подбирается и подготавливается второй элемент- соэ, который должен иметь длину 3/4 от первого. После соэ ставится третий элемент - хикаэ.
Поставив три главных элемента, надо взглянуть на букет со стороны. Потом добавить ветки и цветы-помощники, опять посмотреть издали, поправить, подрезать, и букет готов. Количество веток и цветов в букете не имеет значения, главное - гармония. 

Есть две основные формы: прямостоячая и наклонная и семь разных вариантов схем каждой формы. В прямостоячих формах букета главный элемент син всегда имеет наклон 15° (по отношению к вертикали), а у наклонных форм син имеет наклон 45°. Кроме того, в наклонных формах элементы син и соэ могут манятся местами. 

Изогнутые, искривленные ветки и стебли цветов больше подходят для икебаны наклонной формы, прямые ветки - для прямостоячей. 

Один из вариантов - плавающий букет. Делают его обычно для украшения обеденного или банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные под черешок, добавляют несколько листьев. В этом букете должна быть видна вода, поэтому дэюси не ставят. 

Несколько дополнительных советов для желающих заняться составлением букетов. 
  • Каждый вариант может быть зеркально перевернут. 
  • Мелкие цветы, вроде ландышей, лучше связать в пучки, а потом уже ставить в вазу. 
  • Ветки и листья, такие, как у туи, папоротника, нельзя ставить в полный анфас или профиль. Им надо придать небольшой поворот и наклон (по схеме). 
  • Строгое соблюдение градуса наклона главных элементов букета не так уж обязательно. 
  • Изогнутые ветки надо ставить так, чтобы верхний конец смотрел вверх, а не вниз. Это правило не касается букетов свободной формы. В икебане (обратите внимание на схемы) над каждым букетом обязательно должно быть пустое пространство - это неотъемлемая часть красоты букета. 

После всех указаний и рекомендаций в японской литературе, касающейся составления букетов, обычно говорится, что глаз и сердце составителя букетов не должны быть в рабском плену у правил.