Дом хобби - журнал про самые интересные занятия на досуге!

Поэзия и мы

Поэзия и мы

    На сегодняшний день поэзия, как искусство, отступило далеко назад, отдав лавры первенства кинематографу, музыке (в основном популярной), бульварной прозе (pulp fiction) и другим массовым медиа-форматам. Связано это, в основном, с тем, что если воспринимать поэзию отдельно от других видов искусства, то есть, привычные для нас со школьных парт стихи, поэмы, оды, сонеты, то профессионально на ней денег не заработаешь, как бы цинично это не звучало. Ведь каждому художнику надо жить, обеспечивать себя, свою семью и детей, поскольку, как сказал однажды Сальвадор Дали: «Настоящий художник должен быть богатым, ведь только богатство дает истинную свободу к творчеству». Поэтому, если рассматривать поэзию в профессиональном смысле, не как развлечение или хобби, то чистый современный стих, мы редко когда услышим. В основном мы можем наслаждаться творчеством профессиональных поэтов, слушая песни любимых исполнителей или читая эпиграфы в главах бестселлеров. Издать сборник, полностью состоящий из поэтических строк, может себе позволить только очень известный творец.

    Так что для многих поэзия может оставаться только лишь хобби. Ведь как может быть приятно, удивить близких людей, прочитав на дне рождения друга опус собственного сочинения, а не надоевшие всем четверостишия из Интернета. Или признаться в любви самой лучшей женщине на свете, подарив ей свои стихи. Такой подарок запомнится надолго, да и самому может быть приятно, когда просидев целый вечер с листом бумаги и ручкой или перед монитором компьютера, у тебя, в конце концов, появится настоящее художественное произведение.

    И еще, в высокой поэзии, как это понимаю я, практически нет правил. Поскольку поэзия – это всплеск эмоций, а не изложение фактов, пусть и вымышленных, как это бывает в прозаической литературе. А всплеск эмоций – это неконтролируемая субстанция. Очень хорошо сказано об этом в обожаемом мною фильме «Общество мертвых поэтов». Да, я не буду отрицать, что с опытом приходит желание сделать все по правилам, сложившимся задолго до того, как я нашел первую свою рифму. Этим правилам можно следовать, можно и нарушать в угоду силе стиха. Но никто не говорит о том, что начинающий поэт должен неукоснительно соблюдать эти правила. На мой взгляд – главное экспрессия. И это несмотря на то, что Ваш первый стих будет таким, как у небезызвестного всем героя:

Я поэт, зовут Незнайка,
От меня вам балалайка!

Н. Носов  

Ведь, как бы удивительно это ни звучало, но это настоящее художественное произведение. И что самое главное, героем Вашего произведения может быть все что угодно. Как я ранее говорил, это может быть друг, который отмечает свой юбилей, это может быть любимая женщина, это может быть любой предмет или чувство, это может быть одна мысль, которую захотелось оформить в удобном для собственного запоминания виде:

Перебили мы вурдалаков,
И нацистов с надменною рожей,
И дитя невинное тоже,
Но себя перебить не можем.

Р. Гонтарь

    А для тех, кто все-таки уже научился кое-как складывать слова, и понял, что чего-то не хватает для полной художественной значимости, я все же дам несколько советов.

    Во-первых, нужно понимать, что в сложенных Вами словах, для того, чтобы Вы могли их назвать стихотворением, главным и основополагающим является ритм. Прочитайте статьи в интернете, поймите, что это за звери такие: Ямб, Хорей, Амфибрахий, Анапест, Дактиль, Верлибр. Попробуйте использовать эти знания.

    Во-вторых, рифма бывает разной. Любовь и кровь – это не единственные возможные рифмованные слова. Воспользуйтесь ассонансом, или напишите белый стих, поскольку стихотворение может быть и вовсе без рифм.

    И в-третьих, не уставайте экспериментировать, пользуйтесь метафорами, преувеличениями, совмещайте несовместимое.

Перекати-поле
С Дона до Ангары,
Где точит камень-шаман
Летописец-Байкал.

Перекати-поле,
С Лены и до Невы,
Где на рассвете звездой
Я встал!

К. Кинчев

    Всем начинающим поэтам советую получить урок о стихосложении у замечательного писателя, автора множества юмористических романов, одного из немногих поэтов, выпустивших сборник стихов в наше время, Андрея Белянина в его книге «Моя жена ведьма». Там, в достаточно легкой юмористической форме, рассказывается об этом волшебном искусстве, когда главный герой учит демона зла премудростям поэзии. Данный диалог находится в самом конце книги и его легко найти, для тех, кто ищет, хотя, возможно, после этого эпизода Вам захочется прочитать роман целиком. И напоследок, последнее дитя моего увлечения:

Сонет
Легко бы было в любящих влюбляться,
Легко, но жизнь свои кидает кости.
Она в надежды наши, как в ладони гвозди,
Вбивает слов неутешительные грозди.
Как просто и легко пойти за страстью,
Зачем искать иного? Было время,
Когда в седле казак, и не подводит стремя,
И нет долгов, и не взрастилось семя.
Зачем наш мир придумал эти басни?
Что есть взаимность, что она не шутка,
Что не нужна казачке проститутка,
И довезет до станции маршрутка.
Но остается вера - мысли местью,
Что не отдали мы любви всего по чести.

Р. Гонтарь